Версия для слабовидящих

Противодействие жестокому обращению с детьми

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)

Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

«Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми:

115 122312312321

  • Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка.

       1) Поведенческие и психологические индикаторы:

задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

       2) Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

  • разные по времени возникновения;
  • в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
  • непонятного происхождения;
  • имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами.

укусы:

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную форму; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной формы, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски ребенка»:

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия - синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

  • родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;
  • следы травм различной давности;
  • родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;
  • обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;
  • не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;
  • отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь)
  • повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера
  • Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;
  • ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
  • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
    • не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
    • устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
  • Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):
  • обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • отвержение ребенка;
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
  • принуждение к одиночеству;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
  • попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
  • уступчивость, податливость;
  • ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
  • Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка:

  • ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
  • может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
  • может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
  • может жаловаться на физическое нездоровье;
  • девочка может забеременеть;
  • ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
  • скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, соответствии с российским законодательством

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

3. Действия сотрудников образовательных учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

  1. немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
  2. руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
  3. специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.
  4. по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения направляет в правоохранительные органы, в комиссию по делам несовершеннолетних информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

4. Способы психологической поддержки ребенка

Как уже говорилось ранее одна из форм жестокого обращения с ребенком - психическое насилие (эмоционально дурное отношение), которое проявляется в обвинениях в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей.

Современные условия жизни диктуют свои правила, родители практически не посвящены в жизнь ребёнка вне дома. Далеко не все могут позволить себе зайти вечером в школу, чтобы встретиться с учителями, узнать оценки ребёнка, поинтересоваться его поведением. В погоне за материальным благосостоянием родители не успевают уделить должное внимание своему ребенку, дети зачастую остаются предоставлены сами себе. В таких семьях родителям проще наказать ребенка, чем выслушать; принизить его успехи, чем подчеркнуть достоинства.

Но взрослым необходимо помнить, что каждый ребенок нуждается в психологической поддержке, а проблемы которые взрослому кажутся смешными и нелепыми, для ребенка они практически неразрешимы.

Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных личностных особенностях ребёнка, на положительных сторонах его поступка, на поощрении того, что ребёнок делает с целью укрепления его самооценки; - это процесс, который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности.

Ребёнок нуждается в психологической поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Оказывая психологическую поддержку ребёнку, взрослый вербально и невербально сообщает ребёнку, что принимает и любит его; что верит в него, в его силы и способности. Психологическая поддержка помогает ребёнку почувствовать свою значимость.

  • Способы психологической поддержки:

Знаки внимания – это обращенные к ребенку высказывания или действия, цель которых – поддержать человека, улучшить его самочувствие.

Комплимент – это словесный знак внимания, который не учитывает конкретной ситуации общения.

Например, делая подростку комплимент о его внешнем виде, не обращается внимание на то, что он раздражен.

Похвала – знак внимания, содержащий оценку, сравнение с другими, причем в пользу того, к кому обращена похвала.

«Вы лучше кого-то» подразумевает, что «кто-то хуже вас».

Взрослые, считая, что ребенка надо чаще хвалить, и постоянно сравнивая его результаты с результатами других детей, могут сформировать зависимость от одобрения. Не получая этого одобрения во взрослой жизни, человек начинает испытывать дискомфорт.

Поддержка – оказание человеку знака внимания тогда, когда ему это необходимо, и относительно того, в чем в данный момент имеются затруднения.

Когда человеку оказывается поддержка, то обращаются к его личности вне зависимости от его успехов и неудач, ошибок и достижений.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддерживать ребенка, опасающегося, что не соответствует ожиданиям взрослых.

Задача психологической поддержки - помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой и наградой определяется временем и эффектом.

Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Психологическая поддержка-это процесс:

  • В котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • Который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • Который помогает ребенку избежать ошибок;
  • Который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научится поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения с ребенком. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Вербально и невербально педагог сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Для того чтобы поддерживать ребенка, педагоги сами должны испытывать уверенность. Они не могут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научаться принимать себя и, не достигнут самоуважения у уверенности в своих силах.

Детей, которых мало поддерживают можно отличить по ряду признаков.

Такой ребенок легко сдается, часто использует выражения « я не могу», «я не знаю», «мне безразлично», защищается, создает конфликты, жалуется на самочувствие, обвиняет других, чрезмерно извиняется, старается избегать общения, жалуется на отсутствие друзей или на одиночество.

Таким образом, ребенок пытается нам сказать, что он нуждается в любви и поддержке.

Как взрослые могут подавлять детей? (ошибки в воспитании)

  • Заставляем их плохо относиться к себе (обвиняем, наказываем, стыдим)
  • Делаем ля них слишком много или решаем их проблемы за них (слишком балуем, принимаем решения)
  • Требуем слишком много (останавливаем внимание на негативном, ожидаем великих достижений, накладываем на них слишком большую ответственность и не позволяем быть просто детьми)
  • Не ценим (не находим времени для них, считаем другие дела более важными, не спрашиваем их мнения, отрицаем или преуменьшаем их чувства или желания).
  • Не устанавливаем или не соблюдаем определенных границ (уступаем требованиям, позволяем им относиться к нам самим или к другому неуважительно)